Заметки арабского путешественника Ибн Батуты о том, как в Золотой Орде совершался праздничный намаз
Существует множество различных источников, в которых рассказывается о том, какое же место в государстве занимал Ислам. Один из известных источников написал некий арабский путешественник, имя которого очень длинное, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи. Про него известно, что он жил примерно в 1304 по1377 годы. Как известно из достоверных фактов, на сороковом году своей жизни, Ибн Батут (это его сокращенное имя), все-таки добрался до ставки хана Султана Муххамада, который являлся ханом Золотой Орды Узбеков. Правление данного хана пришлось во времена с 1313 года по 1342 год. Именно в эти годы, когда государством управлял хан Султан, страна достигла самой высшей точки могущества, процветания и развития. Так же касалось это и религии, в данный период, Ислам стал считаться государственной религией, а так же народ пришел к дипломатическим договорам с Египтом, Индией, Западной Европой и Византией.
Арабский путешественник написал об этом книгу, которой дал название «Тухватен-назар фи гараибель-амсар ва гаджаибель-асфар». Данное название переводится, как » Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Часть книги, в которой идет повествование о Золотой орде, перевели в 1913 году на татарский язык, далее она была издана, как отдельное книжное издание.
В книге, написанной Ибн Батутом, имеются главы, которые были посвящены традициям, а именно совершению праздничного намаза в период Золотой Орды.
Давайте рассмотрим торжества и подготовку к ним, непосредственно как описал в своем издании автор. Организованно все было определенным образом: Самым ранним утром, хан Мухаммад садился на своего коня и вставал во главе своего войска огромных масштабов. Его сопровождали члены семьи, а именно все его жены, которые находились в своих каретах, а также наследники, на головах которых были одеты короны. Каждый из наследников находился во главе своего собственного военного отряда. При этом, среди всех присутствующих, находились факихи, шейхи, кади и другие высокопоставленные чины.
Как только звучали звуки барабана, поднимали государственные знамена. Один из кади выступал вперед, произнося при этом хутбу. После этого, на специальный трон, подготовленный заранее, садился султан, а рядом с ним располагались его жены. Недалеко от трона, устанавливались шатры, предназначенные для наследников, дочерей и других близких родственников.