Языческие праздники в наше время
Большинство современных церковных праздников корнями уходят в языческие времена.
Еще до появления христианства, каждый народ имел свои праздники, связанные со сменой природных циклов, например: солнцестояние и равноденствие. Церковь на основе языческих праздников создавала свои, но с новым смыслом.
Примером может служить такой праздник, как Рождество Христово. В 354 году церковью было закреплено его празднование на зимнее солнцестояние. В языческой Руси в этот день отмечали «день рождения солнца» (зимний коловорот) – день удлинялся, а ночь становилась короче, т.е. Рождество Христово ассоциировали с рождением солнца, несущего жизнь.
Подобное сопоставление можно наблюдать и на примере таких христианских праздников как Коляда и Масленица.
В 325 году, первый вселенский собор определил порядок празднования Пасхи. В природном символизме Воскресение Христа – это возрождение жизни, как первая зелень после зимы. Похожее воскресение богов было и у древних народов. Так египтяне приветствовали друг друга в подобный праздник словами: «Осирис воскрес!». Первые христиане заимствовали этот обычай. Окрашивание яиц, как символа зарождения жизни, также пошло из языческих традиций.
В ближайший к Пасхе день – Родоница, т.е. день поминовения усопших предков. Такой день существовал и в языческой культуре.
На сороковой день после Пасхи христиане отмечают Вознесение Господне. У древних народов существовал праздник перехода весны в лето, как правило – после завершения весенних работ на полях. Например, у древних славян – Ярилин день (проводы весеннего солнца).
22 июня – день летнего солнцестояния. У язычников-славян на Руси – это главный летний праздник, славили Купало (летнее солнце). Люди верили, что в ночь накануне праздника все живое наполняется силой, животные и деревья разговаривают, а папоротник – расцветает. Тот, кому посчастливится найти этот цветок, обретет клад.
Христианская церковь совместила эту дату с рождеством Иоанна-крестителя. Отсюда пошло современное название этого дня – день Ивана Купалы.
В середине июля язычники чествовали своих богов-громовержцев (у славян – Перун). Церковный праздник – день Ильи-пророка.
В начале осени христиане отмечают два праздника: Рождество пресвятой Богородицы (21.09) и Покров (14.10). У язычников в это время благодарили «Землю-матушку», после сбора урожая. Славяне почитали свою прародительницу богиню Ладу и «Мать Сыра Земля».
В конце осени – еще один день поминовения предков – «Деды» (31.10), но с церковными праздниками совпадений нет.
С приходом зимы цикл праздников повторяется.